День барочной поэзии. С. Полоцкий. Трагедия «Навуходоносор» (6+)

День барочной поэзии. С. Полоцкий. Трагедия «Навуходоносор» (6+)
  • Ограничение по возрасту 6+

XXI Международный фестиваль EARLYMUSIC
при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга

Премьера
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ 
«КОМЕДИЯ О НАВУХОДОНОСОРЕ ЦАРЕ, О ТЕЛЕ ЗЛАТЕ И О ТРИЕХ ОТРОЦЕХ, В ПЕЩИ НЕ СОЖЖЕННЫХ»

Венцом «ДНЯ БАРОЧНОЙ ПОЭЗИИ», посвященного связи русской поэзии, музыки, танца и театральной риторики XVIII века, станет премьера — первое обращение фестиваля EARLYMUSIC к русскому театру XVII века. 7 октября пьеса Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» будет исполнена с произношением и жестами своего времени, с европейской и русской музыкой и даже танцами. Костюмы к постановке Андрея Решетина и Данилы Ведерникова подготовила Лилия Киселенко. В арсенале фестиваля EARLYMUSIC уже есть две ранние русские оперы и два балета. Для представления полной палитры российского театра XVII-XVIII веков в его аутентичном великолепии не хватало только драматической постановки. Премьера пьесы Симеона Полоцкого — необходимый фрагмент картины барочного театрального мира, реконструкцией которого фестиваль планомерно занимается многие годы. 

Симеон Полоцкий — богослов, драматург, придворный поэт и астролог, наставник детей царя Алексея Михайловича — среди прочих церковных, литературных, педагогических свершений в 70-е годы XVII века написал две школьные драмы: «комедии» в европейском духе с предписанными автором музыкальными фрагментами (материал которых, впрочем, оставался на усмотрение постановщиков). Хотя свидетельств не сохранилось, обе «комедии», без сомнения, ставились при дворе Алексея Михайловича Тишайшего — просвещенного царя, хорошо знакомого со стилистикой и практикой европейского, в том числе, музыкального театра. 

«Комедия о Навуходоносоре» Симеона Полоцкого тематически совпадает со старинным церковным чином Пещного действа, вышедшим из употребления в XVIII веке. Если Пещное действо — своего рода литургическая драма, совершавшаяся в церкви и последнее или предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым, то «Навуходоносор» Симеона Полоцкого исполнялась вне богослужений. Школьная драма — одна из разновидностей оперы — была призвана «оживить» библейскую историю с назидательной целью. Главное действующее лицо — Навуходоносор и Рассказчик — держит основное внимание зрителя. Диалоги в пьесе — кратки, действие — стремительно. Навуходоносор слушает «ликовствования мусикий» в то время, когда по его приказу отливают из золота изображение его особы, заканчивается пьеса «игранием», то есть музыкой.

Постановщики «Навуходоносора» Андрей Решетин и Данила Ведерников придерживаются сценических правил барочной школьной драмы, аутентичных жестикуляции и произношения. В спектакле использованы фрагменты чина «Пещного действа», расшифрованного и реконструированного кандидатом искусствоведения Полиной Терентьевой и ансамблем «Сирин» Андрея Котова, в исполнении вокалистов – участников «Солистов Екатерины Великой». Танцы на музыку французского барочного композитора Андре Кампра ставит Константин Чувашев, ассистент Клауса Абромайта и танцор «Барочного балета Анджолини». Костюмы – модельер Лилия Киселенко.

На «День барочной поэзии. С. Полоцкий. Трагедия «Навуходоносор» вы можете купить электронный билет.