Органный концерт «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА» (6+)

Органный концерт «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА» (6+)
  • Ограничение по возрасту 6+

«Бах и русская бахиана»
И. С. Бах, Е. Хандошкин, И. Е. Гесслер

АЛЕКСАНДР ЛИСТРАТОВ (барочная виолончель)
АЛЕКСЕЙ ШЕВЧЕНКО (клавесин)

(Москва)

Программа концерта выстроена на основе диалога русских композитором с творчеством великого Иоганна Себастьяна Баха.

Не секрет, что музыка немецкого композитора вдохновила многие будущие поколения на творчество и стала основой для плодотворного диалога. О личности Василия Караулова практически не осталось каких-то сведений. Сохранилась лишь публикация его цикла «Во лесочке комарочков», «Ты детинушка, сиротинушка», «Ах, как тошно мне». Это издание было найдено в Альбоме князя Борятинского, где было переплетено среди других рукописных нот. Здесь в полной мере получила отражение эстетика сентиментализма. Именно тип мелодики, господствующая повсюду певучесть, постоянные опевания звуков придают его сочинению неповторимый колорит и выразительность. Отметим и незаурядное мастерство при создании вариаций. 

Скрипач и композитор Иван Хандошкин, напротив, пользовался популярностью в широких кругах российского общества. Ездил в Италию, где совершенствовал исполнительское мастерство. Сам себя он называл первым игроком и сочинителем русских песен. Его соната монументальна. Есть предположение, что она написана на смерть Мировича — офицера, казненного за попытку освобождения Ивана Антоновича из Шлиссельбургской крепости. Первая часть написана в характере траурного марша, третья — патетична, глубокими драматическими нотами проникнута вторая часть.

Иоганн Гесслер — российский немец — приехал в Россию в 1792 году, будучи известным музыкантом. Классическая форма сонаты свидетельствует о коренных традициях его творчества. Композиторской манере Гесслера были присущи яркая образность, умение воплощать контрастные психологические состояния, владение разнообразными динамическими красками и артикуляционными приемами. Именно поэтому очень интересно соседство этого сочинения с Сонатой Баха, где тонкость линий сочетается с кристально выверенными формами, идеальными пропорциями и выгодным положением солирующего инструмента — виолы да гамба.

Программа:

  • И. С. Бах (1685-1750) 
    Два контрапункта из Искусства фуги, BWV 1080 для клавесина, 
  • Василий Семёнович Караулов (ок. 1755 — 1820) 
    Вариации на тему русской песни «Ты детинушка, сиротинушка» для клавесина 
  • Иван Евстафьевич Хандошкин (1747-1804) 
    Соната соль минор для скрипки соло в версии Е. Васильева для виолончели соло: Maestoso/Allegro assai/Тема с вариациями
  • Иоганн Вильгельм Гесслер (1747-1822)
    Соната ля минор для клавесина 
    Poco Allegro/Largo/Presto 
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) 
    Соната для виолы да гамба и клавесина соль минор, BWV 1029 
    Vivace/Adagio/Allegro ma non troppo

Продолжительность концерта – 60 — 80 минут.

На концерт «Бах и русская бахиана» вы можете купить электронный билет.


Дуэт Александра Листратова (барочная виолончель) и Алексея Шевченко (орган) — основа инструментальной барочной капеллы «Золотой век» (Москва). Основа репертуара дуэта — музыка европейского барокко (16-18 вв.). Музыканты используют как исторические, так и современные инструменты. Дуэт выступал на самых престижных площадках, принимая участие в крупных международных фестивалях: Earlymusic (Санкт-Петербург), «Дни Российской культуры во Франции» (Иль де Франс), Oudemusik (Утрехт, Нидерланды), «Альтернатива» (Москва), Международный фестиваль старинной музыки в Модене (Италия), неоднократно музыканты выступали в самом престижном концертном зале Англии — Уигмор-холле (Лондон).

Александр Листратов — один из ведущих специалистов в области исторического исполнительства, на протяжении многих лет был учеником легендарного Ефима Гендлина. Кроме того, учителями музыканта были: Ирина Цаплина, Марк Флидерман, Андрей Красильников. 

Алексей Шевченко — органист, пианист, клавесинист — один из самых примечательных исполнителей универсального направления, складывающегося в России в последние годы. Лауреат Первой премии международного конкурса органистов Marcello Galanti (Италия). С 2003 года преподает старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль на Факультете исторического и современного исполнительского искусства в Московской консерватории.