«Слушай тишину: Мартынов, Карманов, Пярт» (12+)

«Слушай тишину: Мартынов, Карманов, Пярт» (12+)
  • Ограничение по возрасту 12+

Четвертый концерт цикла.
Музыка в исполнении оркестра «Дивертисмент» 
и в толковании Артема Варгафтика

28 апреля в 16:00 состоится четвертый концерт цикла «В свободном переводе». Концерт получил название «Слушай тишину», в его программе сочинения наших современников — ставших уже практически классиками Владимира Мартынова и Арво Пярта,  а также Павла Карманова, композитора, участника рок-группы «Вежливый отказ». 

В программе концерта: 
Владимир Мартынов (р. 1946) — «Хорошо темперированная красота» для двух скрипок и струнных,
Павел Карманов (р. 1970) — Green DNK,
Арво Пярт (р. 1967) — Tabula rasa для двух скрипок, фортепиано и струнных.
Солисты: Лидия Коваленко (скрипка), Илья Иофф (скрипка), Михаил Блехер (фортепиано).

Илья Иофф: Любое прикосновение к музыке — интерпретация. Любая интерпретация — перевод. За подстрочник берутся многие, к свободному переводу подступают лишь самые смелые. Свободный перевод это почти соавторство — Шекспир-Маршак, Бизе-Щедрин, Шуберт-Десятников… А еще — музыка-исполнитель, история-рассказчик. И, как правило, именно в свободном переводе проявляются глубинные смыслы оригинала. 

Восхитительное современное пространство Новой сцены Александринского театра, органично вписанное в консервативный исторический центр Петербурга –– тоже в своем роде свободный перевод. Пярт, размышляющий о Бриттене, струнный оркестр «Дивертисмент», исполняющий Вагнера, истории, рассказанные А. Варгафтиком ––  это попытка свободного, но очень бережного перевода некоего культурного контекста, в котором существует мир. 

Артем Варгафтик: Язык музыки понятен, но непереводим. Непереводим, но интуитивно понятен –– а ещё по-своему совершенен и самодостаточен. И их много, языков музыки –– причём зачастую именно перевод с одного на другой помогает открыть что-то совершенно новые музыкальные миры. При этом слова музыке не нужны –– только тишина и время, ровно столько, сколько она просит. И ей, честно говоря, всё равно, как мы с вами этим временем распорядимся: помедитируем, понаблюдаем за процессом исполнения и действиями исполнителей (всегда же любопытно, что это они там делают) — может быть, просто расслабимся и подумаем о чём-то своём...

Есть правда ещё один вариант: наполнить звучащее время каким-то новым знанием –– или знанием старым, знакомым, но хорошо забытым. Не о том, как музыка устроена, как её звучащее «тело» структурировано –– вернее, далеко не только об этом. О той реальной жизни, из которой она родилась, или о том, что она сама значила для тех, кто её придумал и продолжает придумывать –– вот где открываются удивительные возможности для свободного перевода: с языка фактов, обстоятельств и событий на язык «остановленных мгновений». Особенно когда играют маэстро Илья Иофф и «Дивертисмент» — музыканты, для которых каждое произведение в каждой представленной ими программе, событие. Причём непременно важное и уникальное. 
Именно этими новыми возможностями мы и надеемся вместе воспользоваться.

Камерный оркестр «Дивертисмент» был создан в 1990 году благодаря энтузиазму профессора Санкт-Петербургской Консерватории Е.Комаровой и нескольких ее учеников. Единство музыкантской школы и верность петербургским камерным традициям позволили коллективу сразу заявить о себе сначала в родном городе, а впоследствии и за его пределами.

С 1998 года коллективом руководит Заслуженный артист России скрипач Илья Иофф. Одновременно с его приходом в Дивертисмент оркестр пополнился несколькими великолепными камерными музыкантами, хорошо известными в России. Почти «квартетная» гибкость и ансамблевая мобильность коллектива позволила значительно расширить репертуар, включив в него сложнейшие партитуры всех эпох — от барокко до ХХI века. Обладая огромным репертуаром, включающим в себя не только общепризнанные шедевры классической музыки от эпохи барокко до минимализма, но и программы смешанных стилей и направлений — эстрадных, джазовых — «Дивертисмент» постоянно пополняет свой репертуарный лист, открывая для себя и своих слушателей новые или малоизвестные страницы классической музыки.

Дивертисмент много и успешно сотрудничает с современными русскими композиторами. С.Слонимский, Л.Десятников, Г.Корчмар, Г.Канчели, Н.Хрущева, П.Карманов, В.Мартынов — вот далеко не полный список авторов, чья музыка звучит в концертных программах коллектива. Не ограничиваясь рамками русской культуры, коллектив стал известен в России как исполнитель сложнейших шедевров западноевропейской музыки различных эпох — от барокко до современных опытов с электроникой и перфомансом.

Камерный оркестр Дивертисмент — самый востребованный на сегодняшний день камерный коллектив Петербурга. Благодаря своему огромному творческому потенциалу и узнаваемому творческому стилю, концерты Дивертисмента неизменно привлекают внимание любителей классической музыки, собирая полные залы на лучших концертных площадках не только Петербурга, но и других городов нашей страны и далеко за ее пределами. Дивертисмент сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Наталия Гутман, Григорий Соколов, Юлиан Милкис, Алексей Любимов и др. Дивертисмент гастролирует в России, Прибалтике, Европе, США, Японии. Записаны несколько CD (Вивальди, Хрущева, Фуджие, Чайковский, Мусоргский, Шенберг, Шуберт, Шнитке, Шостакович, А.Петров).

Илья Иофф –– скрипач, руководитель оркестра «Дивертисмент». Как солист и ансамблист выступал с такими выдающимися музыкантами, как М.Аргерих, М.Янсонс, Ю.Темирканов, С.Стадлер, А.Рудин, Н.Алексеев, В.Зива, А.Кац, В.Чернушенко и др. в России и во многих странах Европы. Илья Иофф обладает огромным репертуаром. Им исполняются произведения практически всех наиболее значительных авторов в истории музыки, писавших для скрипки — от И.С. Баха до Л.Бернстайна. Стал обладателем Специального Приза на Конкурсе ARD в Мюнхене (Германия) и Первой Премии на Конкурсе им. Дж. Виотти в Верчелли (Италия).
За прошедшие сезоны концерты И.Иоффа с Дивертисментом включили в себя произведения последних трех столетий, от Вивальди и Баха до Шнитке и Карманова. Такая широта репертуара и здоровая «всеядность» ансамбля снискали заслуженный успех у российской, европейской и  японской публики. Помимо исполнительской деятельности ведет класс скрипки в Санкт-Петербургской Консерватории, доцент. Заслуженный артист России, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в номинации «Исполнитель концертных программ» (2013), почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга.

Артём Варгафтик –– радио- и тележурналист, окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую Академию музыки имени Гнесиных по классу виолончели, а также аспирантуру при Московской консерватории (Кафедра истории исполнительства). Еще студентом он начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность Артём Варгафтик получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах соответственно. В настоящее время А. Варгафтик является обозревателем «Радио России. Культура» и постоянным участником множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. 

Цикл «В свободном переводе» завершит концерт 26 мая, названный «Nach Schubert», в его программе сочинения Леонида Десятникова, Софии Губайдулина, Франца Шуберта.

Продолжительность концерта — 1 час 30 минут.

На концерт «В свободном переводе» вы можете приобрести электронный билет.