Гречанинов «Демественная Литургия» (0+)

Гречанинов «Демественная Литургия» (0+)
  • Ограничение по возрасту 0+

ГРЕЧАНИНОВ
Демественная литургия, соч. 79

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

Эпоха Серебряного века (рубеж XIX-XX веков) стала настоящим «ренессансом» в сфере русской богослужебной музыки. Хоровые сочинения, созданные в этот период, относятся к так называемому «новому направлению» отечественной духовной музыки. Значительное место среди композиторов этого направления занимает Александр Тихонович Гречанинов (1864-1956). Духовная музыка является едва ли не самой значительной частью в творческом наследии композитора. Им создано более 150 самостоятельных, либо входящих в состав циклов, песнопений разных жанров для хора a cappella или с инструментальным сопровождением.

Хоровая музыка Гречанинова заметно выходила за рамки традиционных выразительных средств. Характеризуя свой особый стиль, Гречанинов называл его «симфоническим». Об этом же писал и корреспондент «Русских ведомостей» после московских премьер «Страстной седмицы» и «Всенощного бдения»: «Гречанинов – один из редких у нас мастеров чистого хорового стиля (a cappella) – пошел здесь, кажется, дальше, чем где бы то ни было в своих прежних сочинениях, в смысле «симфонизации» хора».

Подобное расширение звуковой палитры хорового звучания было связано с возможностями московского Синодального хора, а также исполнительским искусством лучших хоров Петербурга – Придворной Певческой капеллы и хора Александра Архангельского. Особыми достоинствами певческой школы русских хоров Серебряного века почитались тембровое великолепие и мощь басов-октавистов. Гречанинов, прекрасно знавший исполнительские возможности этих хоров, предназначал свои труднейшие хоровые партитуры именно для этих коллективов.

Песнопения для Православной церкви, выдержанные в традициях хорового пения без сопровождения, составляют наиболее значительный пласт духовно-музыкального наследия Гречанинова. Второй этап, 1912-1917 годы, отмечен поворотом к сочинению произведений вне акапельного жанра и характеризуется созданием духовно-концертного «ответвления» православной музыки.

В 1917 году Гречаниновым была создана «Демественная литургия». Вначале она была задумана и написана, как сугубо камерное произведение для домашнего музицирования. В своих воспоминаниях Гречанинов писал: «Существует немало любителей, для которых большое удовольствие – сесть за фортепиано и попеть что-нибудь из церковной музыки. Между тем заурядному любителю часто бывает трудно читать хоровую партитуру. Отчего бы не сочинить для них какое-нибудь песнопение с аккомпанементом фортепиано? Написал «Святый Боже». Новая форма родила и новые возможности, и я с увлечением стал продолжать работать дальше. Написал все главнейшие песнопения литургии, дав ей древнее название «Демественной», т.е. домашней».

«Демественная литургия» создавалась композитором в 1917 году в Москве во время революционных октябрьских событий. В произведении духовного жанра Гречанинов воссоздал потрясающий по драматизму и искренности образ переломного момента в жизни страны, где ощущение трагизма происходящего тесно связано с образами надежды, веры и упования на высшие силы.

На исполнение «Демественной литургии» вы можете купить электронный билет.

Афиша на ближайшие дни

К сожалению, на ближайшее время нет событий в продаже, но они обязательно появятся позже...

Наши рекомендации