С. Рахманинов. Концерт. Симфония (0+)

С. Рахманинов. Концерт. Симфония (0+)
  • Ограничение по возрасту 0+

2-й концерт Четвертого абонемента «К 145-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова»
Симфонический оркестр Капеллы под управлением Ильи Дербилова

РАХМАНИНОВ
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, соч. 30
Симфоническая поэма «Остров мёртвых», соч. 29
«Юношеская» симфония

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Илья ДЕРБИЛОВ

В очередном концерте абонемента, посвященного 145-летию со дня рождения Рахманинова, в Капелле прозвучит его Третий фортепианный концерт, одно из наиболее известных и часто исполняемых произведений автора, выразительная и эмоциональная симфоническая поэма «Остров мёртвых», а также «Юношеская симфония», которая дает нам представление о первых шагах в музыке будущего гения.

Третий концерт стал одним из самых значительных произведений в истории мировой фортепианной музыки. До отъезда в США Рахманинов не успел закончить только важную сольную партию, поэтому для репетиций он взял с собой беззвучный клавишный инструмент и работал на нем в своей каюте во время поездки. Премьера состоялась 28 ноября 1909 года в Нью-Йорке. Рахманинов навсегда переехал в США в 1917 году. Третий концерт, с которого началось знакомство Рахманинова с американской публикой, оставался неотъемлемой частью его репертуара.

«Одно из самых сильных и волнующих музыкальных произведений, когда-либо написанных для фортепиано с оркестром, – так описал Третий концерт Патрик Пиггот. – Это та музыка, которая позволяет использовать буквально все звуковые возможности современного рояля, с блестящими возможностями для талантливого исполнителя».


Однажды в Париже Рахманинов увидел репродукцию с картины швейцарского художника Арнольда Бёклина «Остров мертвых», изображающей остров, окруженный с трех сторон высокими угрюмыми скалами, – место вечного покоя, где нет места ни печалям, ни волнениям жизни. Композитор решил написать по мотивам картины симфоническую поэму. Первое исполнение состоялось в Москве 18 апреля 1909 года. После премьеры критик Юлий Энгель писал:

«Музыка Рахманинова прекрасно вводит нас в это таинственное, манящее жуткое царство… Вместе с занимающейся зарей Рахманинов хочет заглянуть по ту сторону бёклиновских стен; не в преддверие, а в самую обитель мертвых. И, заглянув, видит там чуть ли не дантовский ад и чистилище, с терзаниями, отчаянием, скрежетом зубовным. Конец опять приближает к Бёклину и достойно заканчивает эту сильную, но довольно далекую от своего заглавия пьесу».

Музыка симфонической поэмы отличается яркой драматической экспрессией, силой и страстностью чувства.


Один из первых опытов Рахманинова – совсем еще незрелое, написанное полудетской рукой оркестровое Скерцо (1887), которое принято называть «Юношеской симфонией». По сравнению с Первым фортепианным концертом она гораздо менее самостоятельна. Здесь ощущается еще некоторая ученическая робость. В характере отдельных мелодий и приемов пока еще очень сильна зависимость от Чайковского. Лишь кое-где можно ощутить проблески собственной творческой индивидуальности композитора. Типично рахманиновские обороты слышатся в заключительных аккордах со столь излюбленными композитором мощными «колокольными» раскачиваниями.

На концерт посвященный 145-летию со дня рождения Рахманинова вы можете купить электронный билет.

Афиша на ближайшие дни

К сожалению, на ближайшее время нет событий в продаже, но они обязательно появятся позже...

Наши рекомендации